«Сохранение памяти о войне – нравственный долг детей, внуков, правнуков победителей»: интервью о Победе

9 мая 2024 года в нашей стране отмечается 79-я годовщина Победы в Великой Отечественной войне над фашистской Германией – праздник, значимый для каждого человека, ведь нет ни одной семьи, кого бы не коснулась эта страшная война. Оборона Брестской крепости, Блокада Ленинграда, Смоленское сражение, Московская битва, оборона Севастополя, Сталинградская битва, Курская битва, освобождение многих городов от немецко-фашистских захватчиков, подписание Акта о безоговорочной капитуляции Германии – лишь малая часть этих знаковых событий составляет память о Великой Отечественной войне и подвигах наших отцов, дедов и прадедов, ковавших Победу на полях сражений и в тылу.

Сохранение памяти об этих исторических событиях, о знаковых именах тех лет, а также об основных датах было и остаётся значимым не только для отдельного человека, но и для всех поколений и страны в целом. О роли патриотизма, важности истории Великой Отечественной войны и многом другом нам рассказал доктор исторических наук, профессор кафедры «Отечественная и зарубежная история» Института медиа и социально-гуманитарных наук ЮУрГУ Игорь Сибиряков.

– Игорь Вячеславович, в настоящее время многие преуменьшают роль Советского Союза в Победе в Великой Отечественной войне. С чем это связано и так ли это на самом деле?

– Споры о той роли, которую сыграли разные страны в истории Второй мировой войны, идут уже много лет. Наиболее активное участие в этих спорах принимают представители политической и интеллектуальной элиты. На наш взгляд, многие из них таким образом пытаются решить свои собственные политические задачи и проблемы. Показательно, что исторические споры чаще всего обостряются в условиях масштабных социально-политических и экономических кризисов. В такой ситуации (со времен Геродота и Фукидида) история войны становится сильным аргументом в текущей политической борьбе. С другой стороны, есть войны, которые занимают совершенно особое место в истории государства. Они играют важную роль в формировании культурно-исторического кода нации, в процессах национальной идентификации. Чаще всего такими бывают Отечественные войны. Поэтому политические противники страны пытаются разрушить официальную государственную память о войне, изменить её образ в общественном сознании. Возможно, именно этим можно объяснить особую активность политических оппонентов Советского Союза, а теперь и России в деле пересмотра многих сюжетов истории Второй мировой и Великой Отечественной войн. Эмоциональная реакция на эти попытки связана с множеством факторов, в том числе и с активным участием в исторических спорах деятелей культуры и искусства. В научном сообществе набор аргументов, доказывающих решающую роль Советского Союза в победе над фашизмом, сформировался достаточно давно и радикальных изменений за последние годы не претерпел (потери, понесённые противоборствующими сторонами на советско-германском фронте, основные сражения, определившие ход войны, признания участвовавших в войне генералов и политиков и т. д.). А вот информационное пространство с появлением новых информационных технологий изменилось очень существенно. И в этом новом информационном пространстве голос профессиональных историков, изучающих историю Второй мировой и Великой Отечественной войн, звучит не так громко и убедительно, как раньше. Его нередко «перекрывают» голоса тех, кто не особенно утруждает себя проверкой предлагаемых пользователям цифр и фактов, кто не сдерживает себя в выборе вербальных конструкций для описания сложных исторических событий.

– Как Вы думаете, почему патриотизм всегда важен, а особенно сегодня?

– Патриотизм – это важнейший элемент культуры для многих государств в самые разные исторические эпохи. Очевидно, что формы проявления любви к Родине могут меняться, но суть этого явления чаще всего остается неизменной. На наш взгляд, человек любит свою Родину именно потому, что это его Родина, крайне редко рационализируя свои чувства. Особенно ярко патриотизм проявляется тогда, когда Родина оказывается в беде, когда на её территорию нападает враг, когда он пытается разрушить города, села, традиционный образ жизни людей и традиционные для них ценности. В такой ситуации многие социальные, экономические, политические конфликты и претензии, существующие в обществе, отходят на «второй план». События Великой Отечественной войны показали, что патриотизм может стать важным фактором военных успехов, одним из ключевых факторов Победы.

– На Ваш взгляд, почему необходимо помнить и знать историю Великой Отечественной войны?

– Память о Великой Отечественной войне – это память о нескольких поколениях наших сограждан, для которых именно война стала главным событием в их жизни. Поэтому сохранение памяти о войне, по нашему мнению, является нравственным долгом детей, внуков, правнуков победителей. Но это должна быть многогранная память, позволяющая за масштабными военными баталиями, огромными цифрами, многократно повторёнными именами и сюжетами увидеть и почувствовать особую трагичность военного времени, почувствовать её через призму истории семьи. Такая память позволит сохранить в нашем «полувиртуальном» мире нечто значимое, человеческое, душевное, что не способны передать даже самые совершенные симуляторы и симулякры. Стоит подчеркнуть, что сохранение памяти о войне – это не такой простой процесс, как может показаться на первый взгляд. Это не только мемориалы, парады, песни, но и представления о героях и предателях, о причинах и последствиях войны, о цене Победы, которые существуют в сознании людей и могут меняться в течение жизни. Конечно, для того, чтобы любой разговор о войне оказался по-настоящему глубоким и серьезным, необходимо, чтобы его участники знали основные даты, имена, понятия, связанные с историей Великой Отечественной войны. В этом плане свою особую миссию должны выполнить, в первую очередь, учебные и научные заведения самого разного уровня, учреждения культуры, общественные организации.

– На сегодняшний день многие дети, подростки и в целом молодое поколение не знают и не запоминают большинство важных дат, ключевых имён и основных событий времён Великой Отечественной войны. Как, с Вашей точки зрения, привить им эти исторические знания и поддержать их?

– Важно помнить, что у каждого поколения своя память о войне. Это очень хорошо видно, когда мы начинаем сравнивать воспоминания о Великой Отечественной войне тех, кто лично участвовал в сражениях, с представлениями тех, кто знает о войне по кинофильмам, компьютерным играм, учебникам истории. В такой ситуации очень многое будет зависеть от того, смогут ли те, кто пытается сохранить память о Великой Отечественной войне, подобрать слова, интонации, примеры, способные пробудить в новых поколениях граждан чувства гордости и сострадания, понимание масштабов этой трагической страницы в истории страны и мира в целом, ощущение подлинного величия народного подвига. Необходимо избавляться от «компанейщины» и формально-бюрократического подхода к проведению памятных мероприятий, понимая, что административно-силовые методы решения проблемы часто дают результаты, прямо противоположные ожидаемым.

 

 

Анастасия Кунгурцева
Вы нашли ошибку в тексте:
Просто нажмите кнопку «Сообщить об ошибке» — этого достаточно. Также вы можете добавить комментарий.